на главную

20 апреля 2024 г.

на главную


Все публикации за предыдущий месяц Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          



Искать


Имя:

 
 

E-mail:

 

Вопрос адресован:

 
 

Текст вопроса:

 

10.10.2003

Вчера Владимир Путин беспрецедентно жестко отреагировал на требование Европейского союза немедленно повысить наши внутренние цены на энергоносители до уровня мировых и разделить "Газпром".

Президент РФ заявил, что "руки России не выкрутить даже таким крепким партнерам, как Евросоюз". Свои без преувеличения сенсационные заявления Владимир Путин сделал в рамках встречи немецких и российских бизнесменов в Екатеринбурге. Конечно, и до этого требование Евросоюза уравнять внешние и внутренние российские цены на энергоносители подвергалось критике со стороны правительственных чиновников. Однако впервые об этом столь резко высказался президент России, и впервые он заявил, что настойчивые требования ЕС, по сути, являются ультиматумом, и, следовательно, не могут быть приняты.
"Выход на мировые цены будет осуществляться поэтапно и не в рамках вступления России в ВТО, а в рамках переговоров с Евросоюзом", - подчеркнул глава государства. Сейчас же "выравнивание" цен - то есть либо снижение внешних в три с половиной раза, либо повышение внутренних до уровня внешних - приведет к коллапсу российской экономики в целом. И в этом с президентом России согласны не только российские, но и иностранные эксперты, такие, как главный экономист московского представительства Всемирного банка Кристоф Рюль. По их мнению, низкие внутренние цены на газ являются объективным конкурентным преимуществом экономики России. И страна вполне может сохранить его в случае вступления во Всемирную торговую организацию.
Однако руководство Евросоюза с этим не согласно. Брюссельские чиновники утверждают, что нынешний ценовой диспаритет в энергоносителях является формой государственного субсидирования. Российские компании, по их мнению, пользуясь низкой долей затрат на нефтепродукты, газ и электричество в своих издержках, могут поставлять товары по демпинговым ценам и тем самым вытеснять с европейских рынков местных производителей.
Еще одним давним "камнем преткновения" в отношениях между Москвой и Брюсселем является нынешний статус Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России. Мы до сих пор не ратифицировали договор о присоединении к Энергетической хартии, потому что подпись России под этим документом обязала бы "Газпром" предоставлять полную свободу в доступе к транзитным мощностям ЕСГ сторонним поставщикам. В этом случае ему пришлось бы транспортировать в Европу газ в ущерб собственным интересам. И российские газовики с большой тревогой ожидали, что скажет по этому вопросу президент страны. Владимир Путин вчера успокоил их, назвав требования Еврокомиссии, касающиеся использования ЕСГ России, неприемлемыми. "Трубопроводная газовая система - это детище Советского Союза, и только нам по силам поддерживать ее в рабочем состоянии, даже если речь идет о частях, находящихся за пределами России", - заявил президент.  Путин указал, что "есть иллюзия, что без России можно получить дополнительные, дешевые энергоресурсы из других стран". Однако если Евросоюз питает их, то он будет глубоко разочарован: кроме России никто из республик бывшего СССР не сможет "накормить" Европу газом. В качестве финального аккорда президент РФ заявил, что "мы намерены и дальше сохранять контроль государства над газопроводной системой и "Газпромом".  И делить "Газпром" не будем, как бы ни настаивал на том Европейский союз".
Вряд ли Владимир Путин случайно выбрал в качестве сцены для своих сенсационных заявлений встречу немецких и российских бизнесменов в Екатеринбурге. Дело в том, что именно Германия, по словам министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, особенно настаивает на "выравнивании" внутренних и внешних цен на энергоносители. Ее до недавнего времени активно поддерживала Франция, которая также неоднократно высказывалась за дробление "Газпрома" установление "справедливых" цен на российские энергоресурсы. Но, похоже, теперь Германия осталась в одиночестве: в ходе состоявшегося на этой неделе визита в Москву французского премьер-министра Жан-Пьера Раффарена была достигнута договоренность о досрочном погашении российского долга перед этой страной. В ответ Франция пообещала смягчить свою позицию по ценам на энергоносители и даже снять все претензии к России, которые помешали бы нам вступить в ВТО. Теперь очередь за Германией. Рассчитывать на то, что Россия откажется от "Богом данных" низких цен на энергоносители, все равно бесполезно. Но если Германия вслед за Францией смягчит свою позицию, она сможет рассчитывать на создание особо благоприятного режима для своих инвесторов и бизнесменов.  Владимир Путин вчера дал понять это совершенно отчетливо.

/"Новые известия", 10.10.2003 "Без иллюзий"/


© 2003-2006. Комитет.

Разработка сайта: Creagen

Rambler's Top100